Всеволод Овчинников. Тени на мосту Айои
509-я авиагруппа
Тиниан – это один и коралловых рифов, составляющих Марианский архипелаг. Плоский островок длиной в двадцать и шириной в десять километров – как бы созданный самой природой аэродром в океанском просторе.
С весны 1945 года Марианские острова стали играть роль эскадры непотопляемых авианосцев для 20-й воздушной армии США. Ежедневно поднимая в воздух по нескольку сотен "сверхкрепостей" "Б-29" (почти недосягаемых для японских истребителей и зенитных батарей), командующий армией генерал Кэртис Лимэй заявил в своем штабе на Гуаме, что "возвратит Японию в каменный век".
9 марта 1945 года на Токио было сброшено столько зажигательных бомб, что за одну ночь в огне погибло почти сто тысяч горожан. Массированные бомбежки превращали в дымящиеся руины один японский город за другим. Лишь четыре из них почему-то были исключены их списка целей: Хиросима, Коура, Ниигата и Нагасаки. Приказ это вызывал недоумение у летчиков. Они не знали, что вычеркнутые города щадят лишь для того, чтобы разом их уничтожить новым оружием.
Привести этот приговор в исполнение предстояло 509-й авиагруппе. Формально входя в состав 20-й воздушной армии, она фактически подчинялась непосредственно президенту США, а точнее – начальнику "Манхэттенского проекта" генералу Гровсу. Командир авиагруппы Тиббетс, тридцатилетний полковник, участвовал в испытаниях первых "Б-29", а до того летал бомбить Германию, был личным пилотом генерала Эйзенхауэра.
Ядро 509-й составляли пятнадцать специально переоборудованных "сверхкрепостей" "Б-29". Чтобы максимально облегчить самолеты, с них было снято все вооружение, кроме спаренного крупнокалиберного пулемета в хвостовой части, а бомбовые отсеки были увеличены в соответствии с размерами "Толстяка" и "Малыша". (При одинаковой длине в 3 метра бомбы имели разный диаметр: плутониевая – 1,5 метра, урановая – 0,7 метра.)
509-я авиагруппа прибыла в Тиниан в мае 1945 года, но вплоть до августа не имела на своем счету ни одного боевого вылета.
Бомбардировщик под номером 82 ничем не выделялся среди остальных пятнадцати вплоть до 5 августа, когда в штаб были вызваны шесть членов его экипажа: командир самолета Люис, бортинженер Дазенбери, бортмеханик Шумард, радист Нелсон, радиометрист Стиборик, стрелок Кэрон.
- Нам предстоит первыми сбросить на Японию сверхмощную бомбу нового типа, - сказал командир 509-й авиагруппы полковник Тиббетс. – Ввиду особой важности задания самолет поведу я сам. Люис будет выполнять обязанности второго пилота. Старший штурман авиагруппы Ван Кирк и старший бомбардир Ферреби заменят на этот рейс штатных членов экипажа. С нами полетят также три человека, которые будут заниматься бомбой: Парсонс, Джеппсон и Безер. Представляю их вам, а они пусть познакомят нас с "пассажиром" из бомбового отсека...
офицер в морской форме, капитан первого ранга Парсонс, рассказал, что, хотя новая бомба весит меньше пяти тонн, разрушительная сила ее равна пятнадцати тысячам тонн обычной взрывчатки. Чтобы дать представление о характере подобного взрыва, Парсонс показал фотографии, сделанные три недели назад в Аламогордо. Лишь увидев эти снимки, члены экипажа поняли, почему 509-ю авиагруппу так долго тренировали бомбометанию с большой высоты и уходу от цели с крутым виражом на максимальной скорости.
Накануне вылета Тиббетс дал "сверхкрепости" под номером 82 имя своей матери: "Энола Гей". Генерал Фэрелл (заместитель начальника "Манхэттенского проекта") вместе с Парсонсом наблюдал за погрузкой "Малыша". Их беспокоило, что несколько "Б-29", базировавшихся на Марианских островах, терпели аварии при взлете и взрывались с бомбами на борту. Случись такое теперь, от Тиниана не осталось бы и следа. Поэтому договорились, что окончательную сборку взрывателя бомбы Парсонс произведет уже в воздухе.
В 2.45 утра 6 августа "Энола Гей", освещенная лучами прожектора, словно кинозвезда на съемках, тронулась с места и начала разбег.
Через три часа полета над островом Иводзима к ней присоединились еще два "Б-29". В числе их "Грэйт артист" майора Суини. Три дня спустя ему предстоит бомбить Нагасаки. Но сейчас у него другая задача. Атомная бомбардировка Японии – это не только демонстрация силы, это еще и продолжение испытаний на живых людях. По сигналу Тиббетса, Суини должен сбросить над целью контейнеры с аппаратурой, показания которой будут переданы по радио капитану Марквардту на третий бомбардировщик под номером 91.
Последующие два с половиной часа тройка "сверхкрепостей" идет над толстым слоем облаков. Возможно ли будет прицельное бомбометание? Это должна решить другая тройка "Б-29", летящая впереди. Один из них держит курс на Хиросиму, другой – на Кокуру, третий – на Нагасаки, чтобы разведать погоду над каждым из городов и дать окончательную рекомендацию о выборе цели.
Жители Хиросимы не знали об уготованной им участи. Всю весну и лето 1945 года они прислушивались к гулу сотен американских "сверхкрепостей", пролетавших мимо на огромной высоте. Город, славившийся красотой своих ив, каким-то чудом избегал кошмара воздушных налетов.
На сей счет ходило много толков. По одной версии янки не трогали Хиросимы, так как большинство японских эмигрантов в Соединенных Штатах – уроженцы этого города. Другие говорили, что "Би-сан" (так японцы называли "Б-29") боятся попасть в расположенный где-то поблизости лагерь американских военнопленных. Третьи утверждали, что в Хиросиме живет кто-то их родственников президента США, чуть ли не его мать.
Понедельник 6 августа начался, как и другие дни войны. После двух ночных воздушных тревог мало кто обратил внимание на третью.
Ее объявили в 7 часов 09 минут утра, когда высоко над Хиросимой появился один единственный "Б-29".
Это был самолет "Стрэйт флэш" майора Изерли. Глазам летчика открылся город, как бы окруженный белым нимбом. В неподвижном покрывале облаков как раз над Хиросимой оказался просвет диаметром в 20 километров.
Командир "Стрэйт флэш" радировал Тиббетсу: Облачность меньше трех десятых на всех высотах. Бомбите первую цель". (Потом Изерли будет терзаться мыслью о том, что этой радиограммой он вынес смертный приговор Хиросиме.)
В 8 часов 14 минут 15 секунд "Энола Гей" освобождается от "Малыша", а "Грэйт артист" одновременно сбрасывает снабженные парашютами контейнеры с аппаратурой.
Еще 47 секунд над Хиросимой мирно светит солнце. За эти 47 секунд люди успевают забыть о замеченных ими парашютах, об удаляющемся гуле трех "сверхкрепостей".
Будничные утренние заботы поглощают горожан вплоть до мгновения, когда беззвучная вспышка вдруг разом превращает Хиросиму в раскаленный пепел.
К оглавлению